"Маленький кусака"
15.11.2024
Каждый ребенок в период своего взросления хотя бы раз кого-нибудь укусил.
Укус – форма проявления агрессии, дошедшая к нам из доисторических времен, так называемый атавизм. Когда-то такая форма поведения была естественна и необходима для человека. В наше время укус не является нормой, поэтому взрослый учит ребенка взаимодействовать с другими более приемлемыми способами.
Если ребенок кусается, значит:
· Нарушена какая-то базовая потребность ребенка. Чаще всего – потребность в безопасности, в внимании, в обладании каким-либо ценным для него предметом, в самоутверждении среди сверстников и т.п.
· Кусая других, ребенок защищает свои интересы, «имущество», территорию или отвечает на встречную агрессию;
· Ребенок не в состоянии контролировать свое эмоциональное состояние
и сообщает вам об этом доступным ему языком;
· Иногда укус может произойти в процессе исследования ребенком окружающего мира через ротовую полость, внутри которой сосредоточено множество нервных окончаний.
Развитию данного поведения способствуют:
· Некоторые физиологические особенности ребенка (активный темперамент, импульсивность, нарушения в развитии сенсорной сферы)
· Эмоциональное напряжение в семье
· Неблагоприятная окружающая обстановка
· Недостаточно развитая речь, отсутствие навыков коммуникации
· Попустительское отношение взрослых к проявлению такого поведения
Рекомендации для родителей, чьи дети кусаются:
· Поддерживайте спокойную и доверительную атмосферу в семье
· Интересуйтесь как прошел день в детском саду, что его радовало, а что огорчало
· Обратите внимание на отношения братьев и сестер, если они есть; уделяйте каждому ребенку индивидуальное время ежедневно (достаточно 15 мин полного включения)
·
Проводите
больше времени вместе: читайте, играйте, рисуйте, раскрашивайте, пойте песни,
кричалки
· Таким детям нужен позитивный телесный контакт: крепко обнимайте ребенка, играйте в подвижные игры, «боритесь»
· Учите выражать свою агрессию социально-приемлемыми способами (в соответствии с развитием ребенка): потопать ногами, покричать, проговорить, побить подушку (мягкую мебель), громко попеть
· Учите ребенка проговаривать свои потребности, эмоции словами или показывать пальцем, что он хочет
· Хвалите ребенка каждый день, если он не кусался в садике
· Проговаривайте, что укусы причиняют боль другим детям
· Удовлетворите потребность ребенка в оральных и проприоцептивных сенсорных ощущениях (жевании): дайте погрызть морковку, яблоко, другую твердую пищу. Предложите игрушку-грызунок, которую в моменты беспокойства и ярости можно покусать.
Что делать воспитателю:
· Выявите типичные, характерные ситуации, в которых ребенок кусается
· Попробуйте предвосхитить и предотвратить возникновение такой ситуации, постарайтесь переключить внимание ребенка
· Можно прикрыть рот ребенка рукой и твердо сказать «нельзя»
· Научите социально-приемлемым способам выражения агрессии (в соответствии с развитием ребенка): потопать ногами, покричать, побить подушку ( мягкую мебель).
· Предложите альтернативный способ достижения желаемого: поменяться игрушками, выразить просьбу или злость словами, показать пальцем, что хочет и т.п.
· Дать ему небольшую мягкую игрушку в руки, чтобы он мог ее помять и успокоиться
· Если укус уже произошел, твердо сказать «так делать нельзя, это очень больно», попросите пожалеть укушенного (но не заставляйте просить прощения)
· Уделите внимание жертве, успокойте
· Периодически хвалите ребенка за хорошее поведение, если он спокойно играет с другими детьми
· Сделайте его своим «помощником», давайте мелкие поручения и хвалите за их выполнение
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.11.2024
Дата обновления: 15.11.2024
Дата публикации: 15.11.2024